-
Когда я окончил говорить эти слова, послан был ко мне Ангел, который посылаем был ко мне в прежние ночи,
-
и сказал мне: встань, Ездра, и слушай слова’, которые я пришел говорить тебе.
-
Я сказал: говори, господин мой. И он сказал мне: море расположено в пространном месте, чтобы быть глубоким и безмерным;
-
но вход в него находится в тесном месте, так что подобен рекам.
-
Кто пожелал бы войти в море и видеть его, или господствовать над ним, тот, если не пройдет тесноты, как может дойти до широты?
-
Или иное подобие: город построен и расположен на равнине, и наполнен всеми благами;
-
но вход в него тесен и расположен на крутизне так, что по правую сторону огонь, а по левую глубокая вода.
-
Между ними, то есть между огнем и водою, лежит лишь одна стезя, на которой может поместиться не более, как только ступень человека.
-
Если город этот будет дан в наследство человеку, то как он получит свое наследство, если никогда не перейдет лежащей на пути опасности?
-
Я сказал: так, Господи. И Он сказал мне: такова и доля Израиля.
-
Для них Я сотворил век; но когда Адам нарушил Мои постановления, определено быть тому, что сделано.
-
И сделались входы века сего тесными, болезненными, утомительными, также узкими, лукавыми, исполненными бедствий и требующими великого труда.
-
А входы будущего века пространны, безопасны, и приносят плод бессмертия.
-
Итак, если входящие, которые живут, не войдут в это тесное и бедственное, они не могут получить, что уготовано.
-
Зачем же смущаешься, когда ты тленен, и что мятешься, когда смертен?
-
Зачем не принял ты в сердце твоем того, что будущее, а принял то, что в настоящем?
-
Я отвечал и сказал: Владыко Господи! вот, Ты определил законом Твоим, что праведники наследуют это, а грешники погибнут.
-
Праведники потерпят тесноту, надеясь пространного, а нечестиво жившие, хотя потерпели тесноту, не увидят пространного.
-
И Он сказал мне: нет судии выше Бога, нет разумеющего более Всевышнего.
-
Погибают многие в этой жизни, потому что нерадят о предложенном им законе Божием.
-
Ибо строго повелел Бог приходящим, когда они пришли, что делая, они будут живы, и что соблюдая, не будут наказаны.
-
А они не послушались и воспротивились Ему, утвердили в себе помышление суетное.
-
Увлеклись греховными обольщениями, сказали о Всевышнем, что Его нет, не познали путей Его,
-
презрели закон Его, отвергли обетования Его, не имели веры к обрядовым установлениям Его, не совершали дел Его.
-
И потому, Ездра, пустым пустое, а полным полное.
-
Вот, придет время, когда придут знамения, которые Я предсказал тебе, и явится невеста, и являясь покажется,- скрываемая ныне землею.
-
И всякий, кто избавится от прежде исчисленных зол, сам увидит чудеса Мои.
-
Ибо откроется Сын Мой Иисус с теми, которые с Ним, и оставшиеся будут наслаждаться четыреста лет.
-
А после этих лет умрет Сын Мой Христос и все люди, имеющие дыхание.
-
И обратится век в древнее молчание на семь дней, подобно тому, как было прежде, так что не останется никого.
-
После же семи дней восстанет век усыпленный, и умрет поврежденный.
-
И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в нем обитают, а хранилища отдадут вверенные им души.
-
Тогда явится Всевышний на престоле суда, и пройдут беды, и окончится долготерпение.
-
Суд будет один, истина утвердится, вера укрепится.
-
Затем последует дело, откроется воздаяние, восстанет правда, перестанет господствовать неправда.
-
И откроется озеро мучения, а против — него место покоя; видна будет печь геенны, а против нея — рай сладости.
-
И скажет тогда Всевышний пробудившимся народам: «посмотрите и поймите, Кого вы овергли, Кому вы не служили и Чьи заповеди вы презрели.
-
Взгляните прямо перед собою и напротив: там сладость и покой, а тут огонь и мучения.» Вот что скажешь Ты им в день суда.
-
Этот день таков, что не имеет ни солнца, ни луны, ни звезд,
-
ни облака, ни грома, ни молнии, ни ветра, ни дождя, ни тумана, ни мрака, ни вечера, ни утра,
-
ну лета, ни весны, ни жары, ни зимы, ни мороза, ни холода, ни града, ни дождя, ни росы,
-
ни полдня, ни ночи, ни предрассветных сумерок, ни блеска, ни ясности, ни света, кроме одного лишь сияния светлости Всевышнего, вследствие чего все могут видеть то, что пред ними.
-
Его длительность будет такая же, как седьмины лет.
-
Таков суд Мой и его порядок. Одному тебе Я открыл это.
-
И я отвечал: «я говорил уже, и теперь скажу: блаженны живущие и исполняющие заповеданное Тобою.
-
Но я молил о следующем: найдется ли кто из живущих, чтобы не грешил, или найдется ли кто из родившихся, чтобы не нарушал Твоего завета?
-
И теперь я вижу, что будущий век принесет сладости немногим, а мучения многим.
-
Ибо внутри нас выросло сердце злое, которое удалило нас от Него и привело нас к тлению и путям смерти, показало нам тропинки погибели и удалило нас от жизни, притом не малое количество, но почти всех, кто был сотворен.»
-
И Он отвечал мне и сказал: выслушай Меня, и Я наставлю тебя и вразумлю тебя относительно имеющего быть.
-
В виду этого Бог и сотворил не один век, а два.
-
Что же касается твоих слов, что праведных не много, но мало, тогда как нечестивых множество, то выслушай на это вот что:
-
«если у тебя будет весьма немного драгоценных камней, то ты станешь складывать их у себя по числу их, свинца же и глины изобилие».
-
И я сказал: «как же это возможно?»
-
И Он сказал мне: «не только это, но спроси землю, и та скажет тебе, подойди к ней с лестью, и та поведает тебе.
-
Ты скажешь ей: ты производишь золото, серебро и медь, а также железо, свинец и глину.
-
Серебра же больше, чем золота, меди больше, чем серебра, железа больше, чем меди, свинца больше, чем железа и глины больше, чем свинца.
-
Посуди теперь сам, что драгоценно и влечет к себе? То ли, чего много, или то, что является редкостью».
-
И я сказал: «Владыка Господи! Что встречается в избытке, то хуже, а что попадается реже, то драгоценнее».
-
И Он отвечал мне и сказал: «взвесь про себя то, что ты подумал: кто владеет тем, что с трудом добывается, бывает рад больше того, кто обладает тем, что встречается в избытке.
-
Так обстоит дело и с обещанною Мною тварью. Я рад буду немногим спасшимся, потому что они утвердили ныне владычество Моей славы и на них наречено ныне же Мое имя.
-
Меня не будет огорчать множество погибших: ведь это те же самые, которые теперь уже уподоблены пару и приравнены к огню и дыму. Вот они вспыхнули, запылали и погасли».
-
И я отвечал и сказал: «о, земля! Что же ты породила, если разум произошел из праха, как и остальная тварь?
-
Лучше было бы не появляться самому праху, чтобы из него не возник разум.
-
А теперь, разум возрастает вместе с нами, и из-за этого мы мучимся, так как сознательно идем к гибели.
-
Пусть рыдает род человеческий, и радуются полевые звери; пусть рыдают все, кто родился, и веселятся четвероногие и скоты.
-
Ибо им гораздо лучше, чем нам, так как они не ждут суда, им не ведомы ни мучения, ни блаженство, обещанные им после смерти.
-
Что нам пользы в том, что мы будем снова жить, но будем жестоко мучиться?
-
Ведь все, кто родился, пропитаны беззакониями, полны грехов и отягчены преступлениями.
-
И быть может, лучше было бы нам, если бы нам не нужно было идти на суд.
-
И Он отвечал мне и сказал: «раньше, чем Всевышний сотворил век с Адамом и всеми, происшедшими от него, Он приготовил суд и то, что приготовлено к суду.
-
Теперь же уразумей на основании своих собственных слов; ведь ты сказал, что разум возрастает с нами.
-
Поэтому те, кто живет на земле, терпят здесь мучения, потому что, имея разум, они совершали беззакония и, получая заповеди, не исполняли их, и, будучи последователями закона, отвергали закон, полученный ими.
-
Что же они имеют сказать на суде, или какой ответ дадут они в ближайшее время?
-
В самом деле, сколько времени Всевышний проявлял долготерпение к тем, кто населяет века, и не ради их самих, а ради исполнения предусмотренного Им срока»
-
И я отвечал и сказал: «если я нашел благодать пред Тобою, Господи, то покажи рабу Твоему еще следующее. Будем ли мы после смерти, то есть, когда каждый из нас отдаст душу свою, пребывать в покое, пока не наступят те времена, когда Ты начнешь обновлять тварь, или же тотчас будем терпеть мучения?»
-
И Он отвечал мне и сказал: «покажу тебе и это. Но ты не смешивай себя с теми, кто презирал, и не причисляй себя к тем, которые терпят мучения,
-
ибо у тебя есть сокровище дел, сохраняемое у Всевышнего, но оно не будет показано тебе до наступления последнего времени.
-
Теперь будет речь о смерти, когда выйдет от Всевышнего приговор относительно срока, чтобы умереть человеку, и когда дух выйдет из тела, чтобы снова вернуться к Тому, Кто дал его, для поклонения прежде всего славе Всевышнего.
-
И, если это будут души тех, кто презирал и не сохранял путей Всевышнего, пренебрегал Его законом и ненавидел боящихся Бога,
-
то таковые души не войдут в обители, но немедленно начнут в мучениях, в постоянной скорби и печали блуждать по семи путям.
-
Первый путь это то, что они презрели закон Всевышнего.
-
Второй путь: они уже не могут принести доброе раскаяние, чтобы жить.
-
Третий путь: они увидят награду, сохраняемую для тех, кто верен заветам Всевышнего.
-
Четвертый путь: они увидят мучения, сохраняемые для них на самое последнее время.
-
Пятый путь: они видят жилища других, охраняемые в глубочайшем молчании ангелами.
-
Шестой путь: они видят, что немедленно отсюда они перейдут на мучения.
-
Седьмой путь, превосходящий все названные выше пути, состоит в том, что они тают от смятения, их снедает стыд, они изнемогают от страха, при виде славы Всевышнего, перед которой они грешили при жизни и пред которой им предстоит суд в последние времена.
-
Что же касается тех, кто сохранял пути Всевышнего, то удел их по разлучению с тленным сосудом будет следующий:
-
во время пребывания в нем они с трудностями служили Всевышнему и каждый час подвергались опасностям, лишь бы всецело сохранить закон Законодателя.
-
Поэтому приговор о них будет такой:
-
Прежде всего они увидят с великою радостью славу Того, Кто принимает их к Себе; покой же они будут вкушать семи видов:
-
Первый вид это то, что они с великим трудом вели борьбу, с целью преодолеть помышление злое, созданное вместе с ними, чтобы оно не могло отвлекать их от жизни к смерти.
-
Второй вид: они созерцают смятение, в каком блуждают души нечестивых, и наказание, предстоящее им.
-
Третий вид: они созерцают данное им их Создателем свидетельство, что они при жизни сохранили закон, ввереный им.
-
Четвертый вид: они сознают свой покой, которым они наслаждаются ныне, собравшись в своих хранилищах и оберегаемые в глубоком молчании ангелами, и прославление, ожидающее их в последние времена.
-
Пятый вид: они ликуют по поводу того, что покинули ныне тленное и получат будущее наследие, они видят кроме того тесноту, полную тягостей, от которой они освободились и начинают чувствовать простор, блаженные и бессмертные.
-
Шестой вид: им показано будет, как лицо их засияет подобно солнцу и они уподобятся по блеску звездам, став тотчас же нетленными.
-
Седьмой вид, превосходящий все ранее названные: они будут ликовать с уверенностью, надеяться без посрамления и радоваться без страха, так как они спешат увидеть лицо Того, Кому они служили при жизни, и от Кого они должны получить награду, состоящую в прославлении.
-
Таков удел душ праведников, возвещаемый им тотчас же. Ранее были названы пути тех мучений, которые терпят немедленно же грешники.
-
И я отвечал и сказал: «значит, душам по разлучению их с телом будет дано время, чтобы видеть то, о чем Ты мне сказал?»
-
И Он сказал мне: «семь дней будет длиться их свобода, чтобы они за семь дней увидели то, о чем была выше речь, а после этого они соберутся в свои жилища.
-
И я отвечал и сказал: если я нашел милость пред очами Твоими, то покажи мне, рабу Твоему, кроме того, могут ли в день суда праведники достигнуть оправдания нечестивых или молить за них Всевышнего,
-
отцы за сыновей, сыновья за родителей, братья за братьев, родственники за своих близких или друзья за дорогих для них лиц».
-
Он отвечал мне и сказал: так как ты нашел милость пред очами Моими, то Я покажу тебе и это. День суда решительный, и являет всем печать истины. Подобно тому, как ныне отец не посылает сына, или сын отца, или господин раба, или друг самого дорогого для него человека с тем, чтобы тот думал за него, или спал или ел, или лечился,
-
так никогда никто не будет за кого-либо ходатайствовать, но каждый принесет тогда свои правды или неправды.
-
Я сказал: Авраам первый молился о Содомлянах; Моисей — за отцов, согрешивших в пустыне;
-
Иисус после него — за Израиля во дни Ахана;
-
Самуил и Давид — за погубляемых, Соломон — за тех, которые пришли на освящение;
-
Илия — за тех, которые приняли дождь, и за мертвеца, чтобы он ожил;
-
Езекия — за народ во дни Сеннахирима, и многие — за многих.
-
Итак, если тогда, когда усилилось растление и умножилась неправда, праведные молились за неправедных, то почему же не быть тому и ныне?
-
Он отвечал мне и сказал: настоящий век не есть конец; славы в нем часто не бывает, потому молились за немощных.
-
День же суда будет концом времени сего и началом времени будущего бессмертия, когда пройдет тление,
-
прекратится невоздержание, пресечется неверие, а возрастет правда, воссияет истина.
-
Тогда никто не возможет спасти погибшего, ни погубить победившего.
-
Я отвечал и сказал: вот мое слово первое и последнее: лучше было не давать земли Адаму, или, когда уже дана, удержать его, чтобы не согрешил.
-
Что пользы людям — в настоящем веке жить в печали, а по смерти ожидать наказания?
-
О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим.
-
Что пользы нам, если нам обещано бессмертное время, а мы делали смертные дела?
-
Нам предсказана вечная надежда, а мы, непотребные, сделались суетными.
-
Нам уготованы жилища здоровья и покоя, а мы жили худо;
-
уготована слава Всевышнего, чтобы покрыть тех, которые жили кротко, а мы ходили по путям злым.
-
Показан будет рай, плод которого пребывает нетленным и в котором покой и врачевство;
-
но мы не войдем в него, потому что обращались в местах неплодных.
-
Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание, а наши лица — чернее тьмы.
-
Мы не помышляли в жизни, когда делали беззаконие, что по смерти будем страдать.
-
Он отвечал и сказал: это — помышление о борьбе, которую должен вести на земле родившийся человек,
-
чтобы, если будет побежден, потерпеть то, о чем ты сказал, а если победит, получить то, о чем Я говорю.
-
Это та жизнь, о которой сказал Моисей, когда жил, к народу, говоря: «избери себе жизнь, чтобы жить».
-
Но они не поверили ему, ни пророкам после него, ни Мне, говорившему к ним,
-
что не будет скорби о погибели их, как будет радость о тех, которым уготовано спасение.
-
Я отвечал и сказал: знаю, Господи, что Всевышний называется милосердым, потому что помилует тех, которые еще не пришли в мир,
-
и милует тех, которые провождают жизнь в законе Его.
-
Он долготерпелив, ибо оказывает долготерпение к согрешившим, как к Своему творению.
-
Он щедр, ибо готов давать по надобности,
-
и многомилостив, ибо умножает милости Свои к живущим ныне и к жившим и к тем, которые будут жить.
-
Ибо, если бы не умножал Он Своих милостей, то не мог бы век продолжать жить с теми, которые обитают в нем.
-
Он подает дары; ибо если бы не даровал по благости Своей, да облегчатся совершившие нечестие от своих беззаконий, то не могла бы оставаться в живых десятитысячная часть людей.
-
Он судия, и если бы не прощал тех, которые сотворены словом Его, и не истребил множества преступлений,
-
может быть, из бесчисленного множества остались бы только весьма немногие.